Александровский классицизм

Александровский классицизм (это название направление получило в 1912 г. благодаря историку искусств и художнику И. Грабарю) является периодом расцвета зрелого классицизма и наступившего за ним позднего классицизма.

Стиль александровский классицизм относится к периоду 1800-1812 гг. Во многом развитие стиля обязано непосредственно личности царя: император Александр I (1801-1825 гг.) лично участвовал в формировании национальной архитектуры. Император отлично разбирался в зодчестве, и для строительства каждого строения в столице нужно было получить высочайшее разрешение, все чертежи подлежали проверке царем.

Особенность александровского классицизма заключаются в придании классическому стилю романтического направления. Формообразующей идеей стиля стала простота, монументальность. Для классицизма этого периода характерно влияние французской архитектурной школы Леду, а также Королевской Академии архитектуры в Париже.

В основе этих течений – выразительность простых форм и объемов: параллелепипеда и куба, подчеркнутая скульптурами. Сравнивая екатерининский и александровский классицизм, историки отмечают, что при Екатерине классика основывалась на римском искусстве, а с приходом к власти Александра основой архитектурного классицизма стала Древняя Греция 4-5 вв..

Оказывал влияние на российское зодчество того периода и Древний Египет. Фасады зданий в стиле александровский классицизм украшались мощными и строгими колоннами дорического ордера, напоминающие аналогичные у храма Посейдона в Пестуме, вместо коринфских, которые устанавливали при Екатерине.

Наиболее известные зодчие, развивающие александровский классицизм в архитектуре: А. Воронихин (1759-1814гг.), Тома Де Томон (1760—1813гг.), А. Захаров (1761-1811).

Архитектор А. Воронихин выстроил в стиле храма Посейдона Горный институт, который украшали скульптурные композиции, созданные по моделям С. Пименова и В. Демут-Малиновского. Скульптуры изображали мифологический сюжет: похищение Прозерпины - поединок Геракла с Антеем.

Работа Воронихина – Казанский собор (1801-1811 гг.) отличается простотой силуэта и монументальностью.

 

 

 

Казанский собор.

В духе александровского классицизма работал и француз Тома Де Томон. Он построил дом графини Лаваль на Английской набережной в дорийском стиле. На декорирование этого строения повлияла архитектура Древнего Египта: гранитные львы у парадного подъезда похожи на величественных сфинксов у Академии художеств.

Томон создал здание Биржи, украсив ее 44-мя колоннами высотой 11,35 м – 12 колонн по боковым фасадам и 10 – на главном. При строительстве Биржи использовался другой композиционный прием, чем в античном дорическом ордере: колоннада отнесена от здания (в античности колонны подпирали крышу строения), колонны опоясывали здание и стояли на значительно большем расстоянии друг от друга, чем в античных постройках.

Ростральные колонны, которые усиливали композицию, должны были служить маяками. У подножия колонн – аллегорические скульптуры, которые должны были отражать мощь Российской империи. Фигуры олицетворяют реки Волгу, Волхов (скульптор Ф. Тибо), Днепр, Неву (скульптор И. Камберлен). С восточной и западной стороны на фасаде Биржи находятся скульптурные группы «Нептун», «Навигация» работы И. Камберлена.

 

 

 

Вид на Биржу и ростральные колонны со стороны Невы.

Архитектору А. Захарову принадлежит работа в духе александровского классицизма – здание главного Адмиралтейства (1806-1823гг). Это здание было изначально создано И. Коробовым и перестроено Захаровым, который сохранил золоченый шпиль с корабликом (1719г.). Фасад здания имеет п-образную форму, длину главного фасада 407 м, длины боковых фасадов – 140 м. Здание опоясано колоннадой ионического ордера.

Аттик центральной башни декорирован барельефом скульптора И. Тербенева «Восстановление флота в России» (1812г.). Украшают здание скульптурные композиции «Нимфы, несущие небесную и земную сферы» работы Ф. Щедрина (1812г.). По углам центральной башни – фигуры античных героев: Ахилла, Аякса, Александра Македонского, Пирра. На колоннаде - статуи, олицетворяющие времена года, четыре стихии и направления ветра, в двойном размере фигуры египетской Исиды, которая покровительствовала мореплавателям, Урании – греческой музы астрономии. Всего 28 статуй – по количеству колонн.

Аллегорические фигуры рек перед портиками главного фасада и по углам треугольных фронтонов были уничтожены в 1860-х гг. Скульптуры, изображающие части света, ранее находившиеся на постаментах перед невскими павильонами: Азию, Африку, Европу, Америку, были заменены на якоря. Были произведены и другие изменения в фасаде здания, однако, это строение, наряду с Биржей, дало центру города новый образ.

 

 

 

Здание Главного Адмиралтейства, Петербург (1806-1823). Архитектор А. Захаров.

Французское направление в зодчестве не стало менее привлекательным для Александра даже после войны с Наполеоном. Он даже хотел пригласить в Россию придворных архитекторов, служивших Наполеону – Ш. Персье, П.Фотена, однако, в конце концов, выбрал О. Монферрана, который не был особенно известен (он построил впоследствии Исаакиевский собор и Александровские колонны).

Когда во Франции начал входить в моду ампир, в России, благодаря Александру, все еще был популярен классицизм. Однако, в 1811 г. умер А. Захаров, а в 1813 г. Томон. Эти зодчие ушли из жизни, не оставив после себя учеников, и постепенно александровский классицизм стал перерождаться в ампир.

Архитектурные шедевры, созданные в стиле русского классицизма в период правления Екатерины II и Александра I, стали достоянием всего мира и создали образ северной столицы России.

автор: Марина Калабухова