Архитектура окон

Архитектура окон в романском стиле и готике.

На заре цивилизации окна не украшали сооружения: свет проникал через отверстия в крышах, в верхних частях стен или через двери, внутренний дворик. Окна в романской архитектуре делали узкими. Это было необходимо не только с точки зрения защищенности здания, но и потому, что стены, поддерживающие крестовые тяжелые своды, должны были быть мощными и массивными, которые нельзя было ослаблять большими проемами. В период готики роль опоры выполняют контрфорсы, и нагрузка на стены уменьшается. В это время меняется архитектура окон, которые становятся одним из основных декоративных элементов, во многом определяя эстетику стиля. В средние века окна стеклили, соединяя в свинцовой оправе небольшие куски стекла, которые устанавливали в паз и затем крепили к железной обрешетке проема. Оконный декор в готике предусматривал наличие подоконника, который должен был отводить воду. Проем окна делился каменным переплетом. В 12 веке оконный декор сводится к двум стрельчатым аркам и розой - круглым каменным окном с ажурным симметричным узором наверху. В 13-14 веках большое окно-роза уступает место нескольким круглым окнам небольшого размера, затем криволинейному треугольнику.

 

 

Архитектура окон собора "Ангельский хор". 1256-1280 гг. Линкольн. Англия.

Еще одним вариантом архитектурного окна в готике 12-13 вв. были отдельные розы, иногда украшающие всю поверхность фасада, создавая эффект легкости за счет ажурных колец, которые располагались одно в другом. В конце 13 в. кольца нередко заменяли на радиальную сеть.

 

 

Архитектурное окно-роза с радиальной сетью собора в Шатре (Cathedrale Notre-Dame de Chartres).

В 15 в. архитектура окна складывалась при помощи вертикальных стоек, которые сочетаются с арками. Переплет теперь не венчают розы, их заменяют массверки: крестовидные фигуры, сердечки, окружности, узкие "языки пламени" (в эпоху пламенеющей готики). В некоторых районах проем венчает остроугольный треугольник - вимперг (Windberg).

 

 

Переплеты оконного декора пламенеющей готики базилики Сен-Николя-де-Пор. 15-16вв. Франция.

Архитектура окон эпохи Ренессанса

С наступлением эпохи Ренессанса окна стали создавать не только в храмах, но и в особняках, дворцах. Застекление создают по типу готического: кусочки стекла вставляли в свинцовую оправу. Стекло использовали слабо окрашенное, в центре окна изображали геральдический щит. Впервые листовое стекло применили при остеклении окон в замке Анэ, однако его также оправили в свинцовые планки. Окна вставляют в рамы с орнаментальной темой, которая присутствует на всем фасаде здания. Оконный декор повторялся во всех окнах. Слуховые окна на крышах присутствовали на крутых скатных крышах зданий северной Европы. В светских сооружениях окна имели прямоугольную форму. Архитектура окон Ренессанса обычно имели крестовидные переплеты. При создании окон нередко проделывали вертикальные проемы в стене от карниза до самого нижнего уровня, затем в проемы устанавливали оконные каменные рамы. Одним из видов архитектурного окна эпохи Ренессанса является Диоклетианово окно с двумя вертикальными стойками, которые делят плоскость на три части: центральная шире, боковые - уже (такие проемы делали в термах Диоклетиана - ныне это базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири в Риме). Использовали также венецианские архитектурные окна с арочным верхом. Вариантом такого окна, которое использовалось при возведении венецианских сооружений, стало двустворчатое арочное окно.

 

 

Разновидность венецианского окна в архитектуре Москвы.

Для архитектуры окон Венеции 15-16 вв. характерны также стрельчатые проемы с гладкими или витыми колонками, полуциркульные проемы окон Браманте с прямоугольным наличником.

 

 

Стрельчатая архитектура окон Венеции.

Архитектура окон эпохи барокко

Ренессанс дал начало развитию архитектуры окон в жилых строениях, нашедшей свое воплощение в других стилях и эпохах. Оконный декор барокко включал лепнину, карнизы, сандрики, фронтоны, гербы, колонны и пилястры в оформлении. Для того времени характерны изогнутые линии, поэтому окна наравне с прямоугольной формой имеют круглую, эллипсовидную, полуциркульную форму. Снятие налога на окна в некоторых странах способствовало появлению зданий с очень большими окнами, разделенные переплетами, которые могли занимать пространство от пола до потолка. Постепенно количество переплетов уменьшалось, горизонтальные планки поднялись выше, исчезла центральная стойка. Появились распашные окна. В 1670-х гг. стали делать вертикально раздвижные створки окон. В 1700-х в моду вошли узкие высокие вертикально-раздвижные окна. Однако и створные окна тоже использовались. Стиль рококо появился во времена французского Регентства (1715—1723 гг.) и был моден в Европе в 1780-х гг., нередко используя оконный декор барокко, несколько уменьшив окна в размерах.

 

 

Барочный оконный декор. г. Астрахань.

Архитектура окон классицизма

Оконный декор этого стиля близок к строгому Ренессансу. С приходом эры классицизма (последняя четверть 19 вв.) используются прямоугольные удлиненные окна изысканных форм с крестообразным переплетом и высокими горизонтальными планками.

 

 

Архитектурное окно классического Петербурга.

В конце 19 в. в моду вошла эклектика, которая стремилась повторить оконный декор из разных стилей. На стыке веков возник стиль модерн, отказывающийся от прямых форм. В модерне на фасадах устанавливали окна самой разнообразной формы: круглые, овальные, криволинейные, с крупным и мелким переплетом.

 

 

Модерн в архитектуре окон Петербурга.

Наиболее строгие формы окна приобрели в стиле конструктивизм. В 20-м веке в современных урбанистических зданиях используется архитектура окон ленточного типа, без рам и оконного декора, витражные окна без переплета, окна с зеркальным и тонированным покрытием. Современные технологии позволяют создавать оконный декор из полиуретана, благодаря пластичности которого можно получить любые формы.

Автор текста: М. Сергеева