Архитектура Ренессанса

Понятие "Ренессанс" (Возрождение) появилось в 16 в., его ввел художник Джорджо Вазари, написавший трактат "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1550 г.) Под этим термином он подразумевал возрождение интереса к античному наследию и возврат к античным элементам в искусстве, в частности, к ордерной системе в архитектуре. Возврат античных форм ознаменовал окончание мрачного периода средневековья с религиозным засильем церкви. В эпоху Ренессанса (15-17 вв.) громадные сооружения средних веков сменились зданиями, напоминающими своими формами и декором античные сооружения. Основой архитектуры Ренессанса являлось наследие зодчества Древней Греции и Древнего Рима: симметрия, пропорциональность, масштабирование относительно параметров человеческого тела, ордерная система, ритмичность в расположении элементов и декора фасадов. В плане здания архитектуры Ренессанса имеют чаще всего прямоугольную форму с осевой симметрией и модульной пропорцией. Кроме того, в фасадах присутствует ритмичность в расположении окон, карнизы. Развитию ренессанс-стиля в архитектуре способствовало появлению новых технологий в строительстве и производстве материалов, произошло разделение труда проектировщика-архитектора и мастеров-строителей, у сооружений появились авторы, имена которых были запечатлены на проектах. Ренессансная архитектура была описана в работах Леон Батиста Альберти "Десять книг об архитектуре", которые стали руководством для многих европейских зодчих разных стран. Альберти в собственных проектах применил пилястры для членения стен, междуэтажные антаблементы, широкий общий карниз, обработка стен рустом, отделка окон каменной кладкой. В это время античное наследие полностью вытесняют средневековые элементы в строениях. В храмовом строительстве зодчие перешли от крестового свода к коробовому своду, а купол опирается на массивные столбы. Представителями ренессансной архитектуры были Виньола (Иль-Джезу в Риме, вилла Фарнезе в Витербо), Вазари (галерея Уффици во Флоренции), А. Палладио (виллы, базилики, театр в Винченце), Галеаццо Алесси (церковь Мадонны де Кариньяно, дворец Спинола, дворец Саули в Генуе), Бальдассаре Перуцци (Фарнезинская вилла, палаццо Массими в Риме), Рафаэль Санти (дворец Пандольфини во Флоренции), Антонио да Сагалло (палаццо Фарнезе в Риме), венецианец Якопо Татти Сансовино (библиотека св. Марка, палаццо Корне).

 

 

Галерея Уффици (Galleria degli Uffizi) во Флоренции, архитектор Вазари. 1560-1581 гг.

Начало нового стиля было положено в Италии. Искусствоведы считают, что Ренессанс начался в 1401 г. В этот год мастера из Флоренции Филиппо Брунелески (Filippo Brunelleschi.1377—1446 гг.) и Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donate di Niccolo di Betto Bardi.около 1386-1466 гг.) приняли участие в конкурсе по оформлению дверей флорентийского баптистерия, но не выиграли его и отправились изучать развалины Рима. Здесь они зарисовывали самые разные фрагменты остатков античных сооружений: колонны, профили, карнизы, капители, исследовали фундаменты, планы построек, разбирались в конструктивных особенностях древних зданий. Именно их исследования и положили начало ренессансной архитектуре, которая в дальнейшем получила распространение в разных странах. Главным центром искусства и культуры Возрождения стала Флоренция. Филиппо Брунеллески в 1417 г. выиграл конкурс по созданию проекта купола собора Санта Мария дель Фьоре, в своей работе он предложил восьмигранный пустотелый купол с двумя оболочками, облегчив вес свода, уменьшив силу распора, действующую на стены купола (купол строился в 1420—1436 гг.). Основной конструкторской находкой купола считается изгиб ребер, который помогает вынести большую нагрузку, а также технология одновременного строительства всех восьми ребер. На основе своих исследований античного зодчества Брунеллески сформировал свой собственный архитектурный язык. Его сооружения были более легкими и изящными по сравнению с античными образцами, лежащими в основе его творчества. Его способ передачи античных форм и декора нашел отражение в постройках Ренессанса, а затем отразился в стиле классицизм, барокко, рококо, ампире. Прототипом архитектуры Ренессанса в жилых постройках 15 в. стало палаццо - городской дворец. В плане это было прямоугольное сооружение с центрально-осевой композицией и внутренним двором. Например, палаццо Питти (Palazzo Pitti. начало строительство 1440 г.). Оно было построено из каменных блоков с грубой поверхностью. Здание делилось на 3 этажа, подчеркнутых на фасаде горизонтальными тягами. Высота окон, выходящих на главный фасад, составляет 8 метров.

 

 

Палаццо Питти (Palazzo Pitti), архитектор Микелоццо, начало строительства 1440 г.

В начале 16 в. представителем архитектуры эпохи Ренессанса считается Донато д'Анджело Браманте (Donato (Donnino) di Pascuccio di Antonio detto il Bramante. 1444—1514 гг.) Образцом его работы может служить ротонда Темпьетто, построенная в 1502 г. во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. В плане - это круглое сооружение с округлым куполом и трехступенчатым основанием, окруженное римско-дорической колоннадой. При папе Юлие II, Браманте работает над реконструкцией Ватикана, создавая единый комплекс из разрозненных построек. Ему принадлежит проект собора св. Петра в Риме с симметричной композицией: в плане - это объединение квадрата с крестом. Браманте заканчивал работу над палаццо Канчоллерия, которое начинал строить А. Бреньо.

 

 

Палаццо Канчоллерия (1483-1526 гг.), архитектор Браманте. Рим.

Представитель ренессанс-стиля в архитектуре архитектор Андреа Палладио (Palladio Andrea.1508-1580 гг.) создавал и церкви, и загородные виллы, внедряя идею "колоссального" ордера на 2 или 3 этажа, это система получила название "палладианского ордера".

 

 

"Колоссальный" ордер Андреа Палладио. Вилла Фоскари (Foscari). 1558-60 гг. Мальконтента. г. Мира.

Во второй половине 16 в. в ренессансной архитектуре чаще появляются сооружения, которые стали более точным воспроизводством строений античной классики, однако, все равно, они были более легкими и изящными. В середине 16 в. был построен западный фасад Лувра (это крыло является самым старым в здании) архитектор Пьетр Леско (Lescot).

 

 

Западный фасад Лувра, архитектор Пьетр Леско (Lescot), начало 1546 г.

Philibert Delorme или de l’Orme; 1510 - 1570 гг. был сторонником так называемого французского ордера - сочетания классического ордера и готики, внедрял в конструкции деревянные фермы, килевидные кровли, специфические колонны).

К 17 в. ренессансный стиль в архитектуре стал популярным в разных странах Европы, сочетаясь с этническими традициями. К архитектуре Ренессанса относится замок в Фонтебло (Château de Fontainebleau), Ане (Château d'Anet), Тюильри (Tuileries) архитектора Филибера Делорма. Ренессансный стиль в архитектуре воплотился в замке Экуанский (château d'Écouen - ныне Национальный музей Ренессанса), дворце в Блуа (château de Blois) во Франции. В стиле Ренессанс выстроен монастырь Эскориал (искусствоведы его называют «монотонной симфонией в камне») архитектор Х.де Толедо, Х. де Эррера (Juan de Herrera; 1530-1597 гг.), в Испании. Альтенбургская ратуша, часть Кельнской ратуши (Kölner Rathaus), Гейдельбергского замка (Heidelberger Schloss), Фюрстенгоф (Вильмар) в Германии.

 

 

Монастырь Эскориал (El Escorial). Главный архитектор проекта - Хуан Баутиста де Толедо, после 1569 г. работу продолжил Хуану де Эррере. Испания.

В архитектуре Ренессанса использовались приемы и декор времен античности, однако изменились функции возводимых сооружений: уже не строились огромные спортивные сооружения, общественные бани, как в Риме, большие храмы, как в Древней Греции. Соответственно изменилась и масштабность сооружений, которая стала соответствовать размерам человеческого тела. Специфика стиля архитектуры Ренессанса, была создана творчеством зодчих, переосмысливших античное наследие, включая ордерную систему, которая и стала стилеобразующей. Искусство средневековья стало восприниматься как зодчество варваров, однако, мастера продолжали использовать мотивы готики в новых сооружениях в сочетании с новыми приемами, что определило отличия от античности Древней Греции и Древнего Рима. Специфика местных школ под руководством известных мастеров обеспечили разнообразие аспектов зодчества этой эпохи.

Автор текста: М. Костин