Архитектура СПБ

Архитектура СПб сделала северную столицу первым городом России, созданным по западным традициям. Фасады СПб строились мастерами с учетом неброской природы и сложных климатических условий с частыми дождями и редкой солнечной погодой. При возведении зданий использовались местные материалы. Городской ансамбль Петербурга представлял гармоничное сочетание разных архитектурных стилей, которые комбинировались с национальными мотивами. В строительстве северной столицы принимали участие иностранные и российские мастера, и их совместный опыт сформировал уникальный облик города, вызывающий восхищение вот уже несколько веков. Лепнина СПб, созданная в соответствии со стилевыми канонами, обычно выделяется своей белизной или позолотой на фоне цветных фасадов - голубых, розовых, зеленых и красных. Этот контраст также способствует созданию ярких акцентов Петербурга - города, где погода чаще всего пасмурная.

 

 

Лепнина спб на фасаде Зимнего дворца.

Фасады СПб представляют около пятнадцати архитектурных стилей. Первым стилем, завоевавшим северную столицу, стал барокко, которое разделяется по времени строительства на "петровское" барокко - начало 18 в., "елизаветинское" барокко - середина 18 в. Несмотря на короткий временной промежуток властвования барокко в Петербурге, здесь было возведено много строений, являющихся в настоящее время архитектурными памятниками.

 

 

Строгановский дворец в стиле барокко. 1752—1754 гг. архитектор Бартоломео Растрелли.

Декор СПб, относящийся к классицизму, характерен для сооружений конца 18 в. После победы над Наполеоном многие значимые сооружения возводили в имперском стиле ампир, демонстрирующим мощь и силу страны. Аутентична лепнина СПб, относящаяся к эклектике в середине и конце 19 в. Это было время поисков зодчими национального стиля, романтики, включения в проекты зданий мотивов русского зодчества, экзотических элементов, что превращало сооружения в иллюстрацию к сказке. Фасады спб в стиле модерн относятся к началу 20 века, а дома конструктивистского направления возводили в середине и второй половине 20 века.

 

 

Здание компании Зингер в стиле модерн. 1902—1904 гг. по проекту архитектора Павла Сюзора. Санкт-Петербург.

Архитектура СПб охватывает всего три столетия, так как Петербург является одним из самых молодых городов России, созданных на основе европейского зодчества, с учетом внедрения национальных мотивов. Особенность архитектуры СПб заключается именно в ее преемственности, ибо Русь никогда не была завоевана Римом, и на ее территории не присутствовали руины древних европейских цивилизаций. Для православной Руси, чья религиозная идентичность проявилась почти на тысячу лет позже, чем в Европе, не были характерны готические храмы. Не переживала Русь мрачного европейского средневековья и периода Возрождения. Стили Запада пришли сюда благодаря деятельности Петра Первого, который хотел объединить Россию с Европой, сделать прозрачными границы и вывести страну на передовые рубежи. Город на Неве, дающий выход к европейским странам, открывающим морские пути для торговли, стал проводником культуры и ментальности Запада. И если поначалу изменения вводились с трудом, то с приходом к власти потомков Петра архитектура СПб стала обогащаться новыми стилями и направлениями. Именно благодаря новым правителям, желающим сочетать искусство Запада и России, появились великолепные шедевры петербургского зодчества, которые стали образцом для других городов. Преобразование проектов и приспособление к местным материалам и условиям дали возможность строить в столичном стиле и в провинции. Благодаря архитектуре СПб этот город был и остается блистательной северной столицей, жемчужиной Балтики. Петербургские стили начали проникать вглубь России, их использовали в городских и загородных усадьбах, поместьях люди разного достатка и сословий. И в настоящее время стилевые направление того периода могут использоваться в качестве образцов в индивидуальном строительстве.

Автор текста: Макс Костин