Дизайн домов и зданий в стиле ампир

Дизайн в стиле ампир в декоре зданий Петербурга имеет в своей основе классические ордерные системы, отражает стремление к парадности, монументальности.

В стиле ампир возводились колонны в память о военных успехах, триумфальные арки по подобию римских. Здания в стиле ампир выглядят торжественными, строгими и величественными. Для них характерна симметричность и пропорциональность.

Ликторские связки - пучки прутьев с топором в середине, перевязанные ремнем.

Декор зданий в стиле ампир во Франции дополняли эмблемами империи Наполеона (буква N), изображение пчелы, ордена Почетного легиона, орлов с пучками молний.

Фигуры сфинксов и египтян в орнаменте ампира напоминают о египетских походах императора.

В стиле ампир орнамент составлялся на основе военной символики: фригийский колпак являлся символом свободы, ликторская связка

– сила римского права, ветки дуба с листьями означали добродетель, копье – свободного гражданина.

В декоре сооружений участвовали скульптурные композиции с участием фигур из героической мифологии Древнего Рима: богиня победы Виктория, фигуры Славы и др.

Сооружения и здания в стиле ампир

Франция

Вандомская колонна (фр. la colonne Vendôme) 1806—1810 гг. — парижская «колонна Побед».

Сооружена колонна в честь победы Наполеона I под Аустерлицем на Вандомской площади в 1-ом округе Парижa, по декрету Наполеона I от 1 января 1806 года. Высота 43,5 м. Архитектор Ж. Б. Лепер и Ж. Гондуэн.

Материал – бронза неприятельских пушек и увенчана статуей Наполеона. Восемь скульпторов создавали барельеф колонны. Барельефы представляют сюжеты от выхода наполеоновской армии из булонского лагеря до победы при Аустерлице, переговоры Наполеона с князем Долгоруким, возвращением императора во главе гвардии в Париж.

 

 

 

Барельефы Вандомской колонны.

Триумфальная арка на площади Звезды (Шарля де Голля) (arc de triomphe de l’Étoile) — монумент в 8-м округе Парижа на площади Шарля де Голля (Звезды). 1806-1836 гг. Архитектор Хан Шальгрен.

Построена в ознаменование побед армии по указанию Наполеона. Фриз арки на восточном фасаде украшен ампирным орнаментом рельефными изображениями начала похода французской армии и ее возвращением - на западном фасаде. Щиты аттика украшены выгравированными названиями сражений в Европе и Африке. Пилоны арки украшены барельефами «Марсельеза», «Апофеоз», «Сопротивление», «Апофеоз».

 

 

 

Барельеф «Марсельеза» (скульптор Ф.Рюд) на Триумфальной арке на площади Звезды.

Триумфальная арка перед дворцом Тюильри на площади Карузель (L’arc de triomphe du Carrousel) – увековечивала победы Наполеона в 1806—1808 гг. Архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен.

На этот проект зодчих вдохновила античная арка Константина в Риме.

Триумфальная арка Константина (Arcus Constantini, итал. Arco di Costantino) — трёхпролётная арка в Риме.

Построена в 315 году. Посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Высота 21 м, длина 25,7 м и ширина 7,4 м.

Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик кирпичный, облицованный мрамором. В декоре арки элементы снятые с более древних монументов времен Траяна, Адриана и Марка Аврелия . Это единственная в Риме арка, созданная в честь победы в гражданской войне, а не над внешним врагом.

 

Высота триумфальной арки перед дворцом Тюильри 19 м. Сооружение венчает квадрига святого Марка из Венеции.

После падения Наполеона квадригу поменяли на скульптурную композицию, которая символически представляет семейство Бурбонов (скульпторы Франсуа-Фредерик Лемо, Франсуа Жозеф Бозио).

В декоре – рельефы, изображающие Пресбургский мир, триумфальный въезд Наполеона в Мюнхен и в Вену, Аустерлицкое сражение, конгресс в Тильзите и падение Ульма (скульптор Клодион).

Клод Мишель (фр. Claude Michel), Клодио́н (Clodion) 1738-1814 гг. В 1798 году Клодион сопровождал Наполеона в Египетском походе. Его зарисовки древних памятников «Путешествия по Нижнему и Верхнему Египту» вышли в Париже в 1802 году.

 

 

 

Триумфальная арка Константина.

 

Арку украшают геральдические символы, что также характерно для дизайна в стиле ампир. Сюжеты скульптурных композиций подбирал Виван-Денон.

Доминик Виван (Dominique Vivant Denon), барон Денон (baron Denon). 1747 — 1825 гг. Виван внес в ампир древнеегипетские мотивы, В 1804 г. был назначен директором Лувра.

 

 

 

Барельф на Триумфальной арка на площади Каррузель.

Церковь Святой Магдалины на площади Согласия в Париже (фр. l'église de la Madeleine).

Архитектор П. Виньон (1762—1828гг.) При создании церкви за основу был взят периптер – здание, окруженное по всему периметру колоннами.

Храм Мезон Карре в Ниме – (Maison Carrée - «Квадратный дом») —древнеримский храм на территории Франции.

Расположен в Провансе в центре Нима. Церковь была освещена около 1 г. до н. э. Длина храма 25 м, ширина 12 м.

В 1823 г. здание объявлено национальным музеем, в нём размещена экспозиция древнеримского искусства.

Начинал строительство архитектор К. д’Иври при Людвиге XV, и прообразом служила церковь Святого Людовика. После смерти К. д’Иври продолжил строительство архитектор Кутюр, который предложил ее создать по по образу Пантеона.

В 1790 г. строительство было остановлено. В 1806 г. Наполеон велел снести здание, чтобы на его месте П. Виньон создал Зал Славы великой армии.

Церковь была разрушена, но в 1814 г. Людовик XVIII указал восстановить строение в честь Людовика XVI и Марии-Антуанетты.

В 1837 г. парижская администрация планировала сделать здание вокзалом на дороге между Парижем и Сен-Жерменом, однако, этот план не был реализован.

В 1842 г. церковь была освещена. Особенностью здания является отсутствие боковых окон и поперечного нефа (трансепта), свойственного крестообразным купольным храмам. Фронтон церкви украшен скульптурной композицией на тему "Страшный суд» (скульптор Филипп Оноре Лемера).

Последним образцом церкви стал храм Мезон Карре в Ниме. Габариты церкви 108х43 м. По всему периметру здание окружено 52 колоннами коринфского ордера, высотой 19,5 м.

 

 

 

Церковь Святой Магдалины Арх. П. Виньон.

 

 

 

Композиция «Страшный суд» на фронтоне церкви Святой Магдалины скульптор.

 

 

 

Храм Мезон Карре в Ниме.

Здания в стиле ампир в России

Провиантские склады (Зубовский бульвар, 2) 1829-1835 гг. – ныне музейное объединение «Музей истории Москвы».

 

 

 

Провиантские склады (музейное объединение «Музей истории Москвы»). 1829-1835 гг. Арх. Ф. Шестаков. Проектировщик В. Стасов.

Склады – комплекс общественных зданий в стиле ампир. Комплекс включает три корпуса и здание кордергардии во дворе.

Образцовый проект, на основе которого были созданы Провиантские склады в Москве, принадлежит В. Стасову. Он создал его в 1821 г. в Инженерном департаменте в Петербурге, оттуда и был прислан в Москву в 1829 г. Архитектор комплекса Ф. Шестаков.

Ансамбль построен по заказу ведомства Провиантский приказ, отвечавшего за снабжение армии провизией. В 1835 г. здание было окрашено: ограды, решетки, двери, ставни были выкрашены в черный цвет, а крыши, водосточные трубы, желоба - в красный.

Кордергардия (corps de garde) — строение, предназначенное для караульных солдат.

Центральный корпус – каменное прямоугольное здание в два этажа (высота этажа 6 м.), размеры строения 80х30 м. Корпус визуально делится на три части при помощи двух двухъярусных аркад. Входы расположены по всему периметру здания: по три входа на основном фасаде, по одному входу – на торцах.

Среди особенностей: дорический антаблемент, дверные проемы по «египетскому типу» (сужающиеся кверху), Скульптурный декор представлен венками с лентами. Здание кордергардии украшено 6-колонным портиком. Между корпусами по линии площади и улицы установлены строгие металлические ограды с изображением военных символов.

 

 

 

Кордергардия – здесь находились несущие караул солдаты.

Московский Манеж (ул. Моховая, д.1/9)

Официальное название с 1967 г. — Центральный выставочный зал «Манеж». 1817 г. Проект А. Бетанкура. Реставрирован в 2004 г. после пожара. Арх. П. Андреевым.

 

 

 

Московский манеж. ул. Моховая, д.1/9.

А. Бетанкур – инженер-генерал, начальник главного управления путей сообщения и публичных зданий

Московский манеж - здание в стиле ампир - был открыт 30 ноября 1817 г. в честь пятилетия победы в Отечественной войне 1812 г. по проекту А. Бетанкура.

Строительство манежа вел генерал А. Л. Карбонье. В возведении манежа Карбонье помогали главный архитектор строительства Ламони и инженер-поручик А. Я. Кашперов. В 1824-1825 фасады были отделаны О. Бове.

После пожара 2004 г. здание было реконструировано, внешний вид восстановлен, достроен подземный этаж. Сооружение было рассчитано на размещение пехотного полка – около 2 тыс. солдат.

Деревянные балки стропил связывались системой металлических тяг, регулируемыми специальными гайками. Площадь строения – 7425,67 кв.метра.

Сооружение перекрыто кровлей, лежащей на стропилах длиной 44,86 м. без промежуточных опор. Прямоугольное в плане одноэтажное здание имеет и по нынешним временам значительные размеры — длину 166,42 метра, ширину 44,81 метра и высоту около 15 м. К боковым стенам примыкают колонны тосканского ордера, между ними – сводчатые окна.

Дом Селезневой - ныне Музей А.С. Пушкина (Пречистенка, 12).

 

 

 

Дом Селезневой - ныне Музей А.С. Пушкина (Пречистенка, 12), фасады выходят на две улицы.

 

 

 

Дом Селезневой, фасад к улице Пречистинка.

 

 

 

Дом Селезневой, фасад к Хрущевскому  переулку.

 

 

 

Фасад - Главный вход в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

А. Григорьев – архитектор Афанасий Григорьев (1782-1868 гг.), бывший крепостной, получивший вольную в 22 года, ученик Джованни Жилярди и Франческо Кампорези. Работал над воссозданием многих московских зданий после 1812 года вместе с Доменико Жилярди.

Этот дом с дизайном в стиле ампир построен в 1816 г. архитектором А. Григорьевым на месте старого, сгоревшего здания, принадлежащего Федору Сергеевичу Барятинскому.

Новый хозяин – дворянин, участник войны 1812 года Александр Петрович Хрущев. Дом имел два фасада – один выходил на Пречистенку, другой – на Хрущевский переулок.

Здание украшали шесть колонн ионического ордера, между которыми располагались высокие арочные окна.

Фасад декорирован лепными фризами с медальонами. Со стороны парадного входа мезонин с балконом. Боковой фасад украшает портик с восьмью парными колоннами на фоне рельефного панно.

В 1860-х годах усадьба переходит во владение отставному штабс-капитану Дмитрию Степановичу Селезневу, дворянину, на фасаде здания до сих пор находится фамильный герб.

Триумфальная арка Здания Главного штаба, посвящена победе в войне 1812 г., имеет высоту 28 метров и ширину 17 метров, состоит из двух частей.

Раскрытию героической темы в архитектуре триумфальной арки Здания Главного штаба способствуют скульптурные композиции. Арка украшена фигурами летящих Слав, композициями из оружия и воинских доспехов. Венчает арку колесница богини Победы, запряженной шестеркой коней, последних коней придерживают воины.

В центре композиции - аллегорическая статуя Победы, воплощенной в образе крылатой женщины с лавровым венком и эмблемой государства в руках. Скульптурная композиция выполнена из листовой меди скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским, она воплощает величие России после Отечественной войны 1812 года.

У подножия арки на пьедесталах, выступающих из стены, установлены горельефные композиции из воинских доспехов. Между колоннами над пьедесталами располагаются фигуры воинов разных возрастов, олицетворяющие разные поколения, участвующих в Отечественной войне 1812 года.

Выше статуй размещены рельефные изображения воинских доспехов. В пространстве между антаблементом колоннады и архивольтом арки - рельефные изображения летящих Слав (летящие крылатые фигуры с лавровыми венками).

 

 

 

 

Арка 3дания Главного Штаба, 1819-1829 гг. арх. К. Росси.

 

 

 

Барельеф «Слава» на главном фасаде арки Главного штаба. 1828 г. С.С. Пименов.

Триумфальная арка в Москве

 

 

 

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте Москвы.

Триумфальная арка в честь победы над Наполеоном была сооружена в 1814 г. у Тверской заставы (в конце нынешней улицы Горького). Поскольку сооружение было деревянным, оно быстро ветшало, и уже в 1826 г. было решено построить вместо деревянной Триумфальной арки каменную.

Проект нового сооружения разработал архитектор О.Бове. Поскольку было принято решение о перепланировке площади у въезда в Москву, проект пришлось переделывать. Новый вариант, разработанный Бове, был принят в 1829 г. Открытие Триумфальной арки состоялось в 1834 г. В 1936 г. Триумфальная арка, кордегардии, соединяющая их ограда были разобраны.

В 1966 г. Московским Советом депутатов трудящихся было принято решение о восстановлении Триумфальной арки. Над проектом трудился коллектив 7-й мастерской «Моспроекта-3». Руководил проектом В. Либсон, в состав группы реставраторов входили архитекторы Д. Кульчинский и И. Рубен.

Триумфальную арку было решено установить без кордегардий и ограды не как проезжие ворота, а как монумент на Кутузовском проспекте. Основой сооружения стала однопролетная арка с 12-метровыми 16-тонными чугунными колоннами коринфского ордера.

Колонны были отлиты на основе единственной сохранившейся колонны Триумфальной арки О. Бове. Между колоннами стоят литые фигуры бородатых воинов в кольчугах, шлемах, с накидками, напоминающими римские мантии с щитами и копьями в руках.

 

 

 

Один из горельефов Триумфальной арки.

Величественный ампир своим орнаментом с начала своего появления был призван отражать имперские амбиции государства, монарха, правителя или национальную идею страны.

После падения власти основного идеолога стиля – императора Наполеона - он ярко проявился у страны-победительницы – России, а затем вернулся в эпоху сталинской диктатуры, а также отразился в архитектуре другой мощной мировой державы – США.

автор: Марина Калабухова