Каноны классицизма в архитектуре разных стран

Огромное влияние на внедрение канонов классицизма в архитектуру 18 в. оказали археологические раскопки Геркуланума, Помпеи и развитие исторических знаний о греческой и римской архитектуре. Большой вклад в развитие теории классицизма своими работами внесли И. И. Винкельман (Johann Joachim Winckelmann, 1717—1768 гг.), И. В. Гёте (Johann Wolfgang von Goethe 1749- 1832 гг.) Каноны классицизма сложились в эпоху античности, были поддержаны во времена Ренессанса и вновь вернулись в моду вместе с появлением нового класса - буржуазии. Традиции классицизма получили общеевропейское признание, были описаны в теоретических трудах идеологов стиля и во многом определили философию общества. Основная ценность классицизма - неподвластная времени строгая гармония. Классицизм отражает особые этические нормы: стойкость, подчинение личного общественному, ориентацию на разумное начало. Каноны классицизма в архитектуре определили нормы требований эстетики, художественные правила, четкие пропорции, логичность в плане, простую геометрию форм. Обращение к античному наследию предполагало не только использование определенной геометрии и элементов, но и соблюдение общих законов архитектоники. Основой классики в архитектуре является ордер. В классицизме ордерные элементы становятся менее крупными, чем в эпоху античности, чаще всего не несут конструкционной нагрузки, не затмевают общую структуру здания и становятся декоративным дополнением. Эти черты классицизма легли в основу стилевых решений в разных странах.

 

 

Чертеж Смольного института. Стиль классицизм. архитектор Д. Кварнеги. Архитектор расположил здание так, что глаз зрителя охватывает весь вытянутый фасад, ритмично и четко разделенный по вертикали портиками, колоннами. На чертеже обозначены пропорции деления фасада.

Европейские архитекторы, сторонники традиций классицизма, создавали сооружения с четким композиционным решением, ордерным членением. В середине 18 в. традиции классицизма претерпели некоторые изменения в соответствии с духом эстетики Просвещения, требующим возвращения к естественности, что выражалось в органичном сочетании ордерного оформления фасадов и окружающего сада. Особняки и общественные здания окружали регулярным или пейзажным садом или парком. Примером могут служить ансамбли архитекторов Ж. А. Габриеля (первый королевский архитектор Ange-Jacques Gabriel. 1698 —1782 гг.), Ж. Ж. Суфло (Jacques-Germain Soufflot, 1713—1780 гг.)

 

 

Луарское шато маркизы де Помпадур. А. Ж. Габриэль расширил дворец, а после смерти Помпадур его реставрировал Жак Жермен Суффло.

Во второй половине 18 в. архитекторы создают новые типы планировки городской застройки, проектируя гармонично связанные уличные ансамбли, открытые площади, постройки, связанные с ландшафтом. Каноны классицизма предполагают сглаженную пластику фасадов, рассчитанную на определенный угол зрения зрителя. Скульптуры, украшающие фасады, отличаются своей статуарностью, малой динамикой. Примером может служить ансамбль центра города Бордо, перестроенный в 18 в. в стиле классицизм.

 

 

Образец стиля классицизм второй половины 18в. Городской ансамбль г. Бордо (Франция) включен в список наследия ЮНЕСКО.

В начале 18 в. традиции классицизма получили распространение в разных странах Европы, России, Америке. Многие города украсили величественные ансамбли, дворцы, особняки и общественные здания в стиле классицизм. Стиль получил широкое развитие в усадебном строительстве. Сейчас каноны классицизма нередко используются при возведении загородных частных домов, садовых павильонов. Пример загородного дома, в основе которого каноны классицизма, можно увидеть на фото внизу.

 

 

Особняк в Тульской области.

Автор текста: М. Костин