Реставрация памятников архитектуры

Древние здания, разрушающиеся со временем, необходимо поддерживать и восстанавливать. Для восстановления и ремонта зданий проводится реконструкция архитектуры или реставрация. Целью реставрации архитектуры является придание памятнику зодчества первоначального вида или максимально приблизить внешний вид строения к оригинальному. Реставрации подвергаются объекты культурного наследия. Согласно ст. 47 Федерального закона «Об объектах культурного наследия народов РФ» реставрация памятника архитектуры - это способ его воссоздания. В ст.43 указывается, что для этого должны проводиться научно-исследовательские работы, изыскания, проектные и производственные работы для максимальной сохранности сооружений, имеющих историческую значимость. Реставрация архитектуры восстанавливает и укрепляет сооружения. В качестве материалов для укрепления сооружения используются те, которые близки к оригинальным, применяются методы, которые не повредят строению. В процессе реставрации архитектуры восстанавливают разрушенные части, очищают испорченные или загрязненные поверхности, а также удаляют надстройки и дополнения, сделанные в поздние периоды. Реконструкция архитектуры предусматривает комплексные строительные работы для того, чтобы изменить технические показатели сооружения. Согласно п.14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ при реконструкции архитектуры могут быть изменены параметры здания, количество этажей, площадь. Также могут быть разрешены пристройки, надстройки, замена несущих конструкций. При этом реконструкция может быть применена практически к любому объекту, который может быть изменен и переделан в рамках СНиПов и других актов.

 

 

Реконструкция здания фармацевтического завода.

В прошлые столетия архитекторы тоже проводили восстановительные работы, однако чаще всего первоначальный вид строения домысливался, и для ремонта использовались современные материалы, отличные от первоначальных. Существовало два направления восстановления архитектуры: техническая, предусматривающая консервацию и уход за зданием, и художественная - детальное восстановление разрушенных фрагментов. В 19 в. в европейскую моду вошла эклектика, романтизм. В то время древние сооружения, такие, например, как Виндзорский замок, Каркасонская крепость, достраивались архитекторами по их собственным проектам, составленным на предположениях относительно того, каким должен быть вид этих сооружений. Однако им в противовес выступили искусствоведы, организовавшие Общество защиты старинных зданий и отвергавшие использование при реставрации архитектуры новых материалов, требовавшие бережного отношения к сохранности сооружений.

 

 

Виндзорский замок претерпел вмешательство архитекторов в 19 в.

В России попытки реконструкции древних строений предпринимались еще в 18 в., что нанесло большой урон, практически уничтожив памятники старины. Лишь в конце 19 в. была принята европейская теория о том, что необходимо сохранять памятники, не внося в них изменения. На этом основываются и современные реставраторы. Однако, отсутствие достаточного количества исторических визуальных материалов затрудняет восстановительные работы по реставрации памятников архитектуры. В «Международной конвенции об охране Всемирного и природного наследия» есть «Тест на подлинность», который включает проверку подлинности замысла, материала, окружения и мастерства до начала проведения работ. Основные положения о реставрации памятников архитектуры включены в Венецианскую хартию - документ 1964 г., в котором отражены международные стандарты по охране и восстановлению культурного наследия Архитектор, который проводит реставрацию памятников архитектуры, обязан учитывать все нюансы и восстановить все элементы. В качестве примера качественной реставрации памятника архитектуры можно привести восстановление Триумфальной арки в Москве, которая получила золотую медаль в 2012 г.

 

 

Триумфальная арка в Москве.

Примером восстановления исторического наследия 13-20 вв. стала реставрация архитектурного центра Варшавы, включенный в список ЮНЕСКО.

Способы реставрации памятников архитектуры

Перед началом реставрации архитектуры специалисты разбираются в явлениях, которые оказывают воздействие на сооружение. Без решения этих проблем нельзя восстановить сооружение. Одна из причин разрушения зданий: отсутствие гидроизоляции или ее нарушение, следствием чего становится растрескивание, гниение, плесень на поверхностях. Для того, чтобы предотвратить дальнейшее увлажнение стен, проводят противокапиллярную горизонтальную гидроизоляцию цокольных участков, инъекции трещин. Разрушению способствует засоление кладки, особенно на высоте до 2-х метров от земли. Это происходит из-за увеличения концентрации солей и их влагонакопительной способности, что ведет к повышению влажности стен, изменению объема солевых отложений и, как следствие, росту напряжения распора. Для того, чтобы извлечь соль из всего слоя кладки, используются разнообразные технологические новинки. А сам процесс обессоливания проводят в сухие летние месяцы. Изменяют внешний вид здания и разрушают поверхность гниль, плесень, ржавчина. От копоти, грязи, ржавчины, плесени и гнили на кладке избавляются при помощи методов механической и химической очистки. Если очищают гипсовые поверхности, штукатурку, кирпич, применяют химические способы очистки или комбинированные методы. Бетон, гранит и другие твердые материалы чаще очищают механическим способом. Механический метод включает струйные технологии (водо-, песко-, термопескоструйный), очищение паром и горячей водой, использование жестких щеток. При химических способах используют спирты, растворы кислот, щелочей; растворы аммиака, аммония и других химически активных веществ - выбор осуществляют в зависимости от характера загрязнения. Очищенные поверхности при реставрации памятников архитектуры покрывают укрепляющими, устойчивыми к влаге покрытиями. Благодаря реконструкции архитектуры городов можно получить принципиально новое здание, обновленное историческое сооружение с внесением дополнений и изменений с использованием современных материалов. При реставрации памятников архитектуры получают восстановленное в оригинальном виде историческое сооружение, значимое для изучения культуры, истории страны.

Автор текста: М. Сергеева