Стили колонн

История европейской архитектуры берет начало в архаичном периоде цивилизации Древней Греции, которая формировала подход к строительству на основе традиций разных народов, заселявших в определенные периоды времени острова и материковую часть Греции. Ордера колонн формировались веками, пока не появились четко определенные в пропорциональном отношении стили. Для Древней Греции характерны основные два ордера колонн: дорический и ионический. Дорический стиль колонн - наиболее ранний тип, характеризующийся пропорциями, основанными на диаметре нижней части ствола. Высота колонны, согласно Витрувию, равнялась от 6 до 8 диаметров ствола. Дорический ордер колонн характеризовался утолщением, что делало их визуально более мощными. Благодаря этим характеристикам дорический стиль колонн Витрувий назвал "мужским". Появившийся позже ионический ордер можно отнести к "женским", поскольку колонны стали более изящными, а верхняя часть - капитель обрела красивый декор - волюты, напоминавший женскую прическу. С молодой девушкой архитектор 1 в. н.э. сравнивал коринфский ордер колонн, у которых ствол стал еще стройнее, а капитель - еще более декоративная. Лепнина колонны коринфской на капители напоминала наполненную растениями, плодами, лентами корзину.

 

 

Античные колонны Акрополя.

Древние римляне позаимствовали греческие архитектурные формы и конструкции, обогатив их собственными разработками. Для украшения зданий, придания им роскошного вида римляне использовали композитные колонны, которые соединяли в украшении капителей ионический и коринфский декор. Лепнина колонны композитной сочетала в себе детали из ионического и коринфского стиля оформления капители. Тосканская колонна, заимствованная римлянами у этрусков, не имела декора на капители и обладала гладким стволом. Ее пропорции и массивность использовалась архитекторами в зданиях общественного и государственного значения, чтобы подчеркнуть мощь и власть страны и правительства.

 

 

Колонны в римских термах.

В готике колонны использовались для поддержки высоких сводов, нередко они объединялись с полуколоннами, соединялись в пучки. Они могли быть круглыми, как в северной Франции, с капителями, украшенными лепниной колонны, напоминающей коринфский ордерный декор. Прямоугольные колонны, соединенные с полуколоннами, свойственны Южной Франции. А в Англии предпочитали пучковые колонны. В барочном стиле колонны могли соединяться в пучки, завиваться в спирали. В то время они практически не использовали ордерные пропорции.

 

 

Витые колонны алтаря в стиле барокко в соборе св. Петра в Риме.

Рококо сделало колонны еще более сложными и декорированными.

 

 

Колонны в стиле рококо из энциклопедии Эфрона и Брокгауза.

Классицизм, а следом ампир, вернул ордера колоннам, рисунок орнаментам. Лепнина колонн сочеталась с барельефами, посвященным современным сюжетам.

 

 

Колонны Казанского собора созданы по образцу коринфского ордера. 1801-1811 гг. С-Петербург.

Эклектика в архитектуре обратилась к методам и традициям разных стилей, создав направления с приставкой "нео -": "неогрек", "неорим", "неоготика", "неоклассицизм", и в этих стилях также участвовали колонны, которые олицетворяли то или иное течение мирового зодчества.

 

 

Конгресс-холл Заппион. Афины. архитектор Феофил ван Хансен. 1874 г.

В Древнем Востоке у персов культовые сооружения не имели такой торжественный и величественный вид, как у египтян и греков, зато дворцы правителей отличались особой роскошью. К примеру, в Персеполе колонны дворца достигали 20 м в высоту, капитель со сложным декором и навершием в виде быков составляла около 5,5 м. База колонн напоминала колокол, а ствол украшали каннелюры.

 

 

Колонны зала Ксеркса в Персеполе.

Индийский стиль колонн предусматривает богатое оформление. Лепнина колонн состоит из объемных скульптурных изображений божеств.

 

 

Лепнина колонн. Храм Кайлас. Эллора. Штат Махарашта. Индия.

Храмовой культуре Южной Азии свойственна декоративность, образность, и это отражается в стиле колонн, нередко покрытых сложными объемными изображениями, позолотой, росписью, мозаикой.

 

 

Храм Истины в Паттайе. Таиланд. Деревянный храм украшен многочисленными колоннами, декорированными сложной объемной скульптурной резьбой.

Античные стили колонн использовались в различных течениях архитектуры, вплоть до настоящего времени. Сейчас нередко разного стиля колонны используются в частном строительстве, однако вместо дорогостоящих и трудоемких архитектурных элементов нередко применяются колонны из полиуретана.

Автор текста: М. Сергеева