- Крым :+7 (978) 513-26-15
- Москва +7 (985) 644-17-96
- Краснодар +7 (988) 350-25-37
- Махачкала +7 (985) 644-17-96
- Ростов-на-Дону +7 (985) 644-17-96
- Ставрополь +7 (978) 513-26-15
- Астрахань +7 (978) 513-26-15
Александровский классицизм (это название направление получило в 1912 г. благодаря историку искусств и художнику И. Грабарю) является периодом расцвета зрелого классицизма и наступившего за ним позднего классицизма.
Стиль александровский классицизм относится к периоду 1800-1812 гг. Во многом развитие стиля обязано непосредственно личности царя: император Александр I (1801-1825 гг.) лично участвовал в формировании национальной архитектуры. Император отлично разбирался в зодчестве, и для строительства каждого строения в столице нужно было получить высочайшее разрешение, все чертежи подлежали проверке царем.
Особенность александровского классицизма заключаются в придании классическому стилю романтического направления. Формообразующей идеей стиля стала простота, монументальность. Для классицизма этого периода характерно влияние французской архитектурной школы Леду, а также Королевской Академии архитектуры в Париже.
В основе этих течений – выразительность простых форм и объемов: параллелепипеда и куба, подчеркнутая скульптурами. Сравнивая екатерининский и александровский классицизм, историки отмечают, что при Екатерине классика основывалась на римском искусстве, а с приходом к власти Александра основой архитектурного классицизма стала Древняя Греция 4-5 вв..
Оказывал влияние на российское зодчество того периода и Древний Египет. Фасады зданий в стиле александровский классицизм украшались мощными и строгими колоннами дорического ордера, напоминающие аналогичные у храма Посейдона в Пестуме, вместо коринфских, которые устанавливали при Екатерине.
Наиболее известные зодчие, развивающие александровский классицизм в архитектуре: А. Воронихин (1759-1814гг.), Тома Де Томон (1760—1813гг.), А. Захаров (1761-1811).
Архитектор А. Воронихин выстроил в стиле храма Посейдона Горный институт, который украшали скульптурные композиции, созданные по моделям С. Пименова и В. Демут-Малиновского. Скульптуры изображали мифологический сюжет: похищение Прозерпины - поединок Геракла с Антеем.
Работа Воронихина – Казанский собор (1801-1811 гг.) отличается простотой силуэта и монументальностью.
Казанский собор.
В духе александровского классицизма работал и француз Тома Де Томон. Он построил дом графини Лаваль на Английской набережной в дорийском стиле. На декорирование этого строения повлияла архитектура Древнего Египта: гранитные львы у парадного подъезда похожи на величественных сфинксов у Академии художеств.
Томон создал здание Биржи, украсив ее 44-мя колоннами высотой 11,35 м – 12 колонн по боковым фасадам и 10 – на главном. При строительстве Биржи использовался другой композиционный прием, чем в античном дорическом ордере: колоннада отнесена от здания (в античности колонны подпирали крышу строения), колонны опоясывали здание и стояли на значительно большем расстоянии друг от друга, чем в античных постройках.
Ростральные колонны, которые усиливали композицию, должны были служить маяками. У подножия колонн – аллегорические скульптуры, которые должны были отражать мощь Российской империи. Фигуры олицетворяют реки Волгу, Волхов (скульптор Ф. Тибо), Днепр, Неву (скульптор И. Камберлен). С восточной и западной стороны на фасаде Биржи находятся скульптурные группы «Нептун», «Навигация» работы И. Камберлена.
Вид на Биржу и ростральные колонны со стороны Невы.
Архитектору А. Захарову принадлежит работа в духе александровского классицизма – здание главного Адмиралтейства (1806-1823гг). Это здание было изначально создано И. Коробовым и перестроено Захаровым, который сохранил золоченый шпиль с корабликом (1719г.). Фасад здания имеет п-образную форму, длину главного фасада 407 м, длины боковых фасадов – 140 м. Здание опоясано колоннадой ионического ордера.
Аттик центральной башни декорирован барельефом скульптора И. Тербенева «Восстановление флота в России» (1812г.). Украшают здание скульптурные композиции «Нимфы, несущие небесную и земную сферы» работы Ф. Щедрина (1812г.). По углам центральной башни – фигуры античных героев: Ахилла, Аякса, Александра Македонского, Пирра. На колоннаде - статуи, олицетворяющие времена года, четыре стихии и направления ветра, в двойном размере фигуры египетской Исиды, которая покровительствовала мореплавателям, Урании – греческой музы астрономии. Всего 28 статуй – по количеству колонн.
Аллегорические фигуры рек перед портиками главного фасада и по углам треугольных фронтонов были уничтожены в 1860-х гг. Скульптуры, изображающие части света, ранее находившиеся на постаментах перед невскими павильонами: Азию, Африку, Европу, Америку, были заменены на якоря. Были произведены и другие изменения в фасаде здания, однако, это строение, наряду с Биржей, дало центру города новый образ.
Здание Главного Адмиралтейства, Петербург (1806-1823). Архитектор А. Захаров.
Французское направление в зодчестве не стало менее привлекательным для Александра даже после войны с Наполеоном. Он даже хотел пригласить в Россию придворных архитекторов, служивших Наполеону – Ш. Персье, П.Фотена, однако, в конце концов, выбрал О. Монферрана, который не был особенно известен (он построил впоследствии Исаакиевский собор и Александровские колонны).
Когда во Франции начал входить в моду ампир, в России, благодаря Александру, все еще был популярен классицизм. Однако, в 1811 г. умер А. Захаров, а в 1813 г. Томон. Эти зодчие ушли из жизни, не оставив после себя учеников, и постепенно александровский классицизм стал перерождаться в ампир.
Архитектурные шедевры, созданные в стиле русского классицизма в период правления Екатерины II и Александра I, стали достоянием всего мира и создали образ северной столицы России.
автор: Марина Калабухова
понедельник - пятница
с 9:00 до 18:00
суббота с 9:00 до 13:00
Севастополь: ул. Генерала Мельника, 108.
+7 (978) 513-26-15
info@arhitek.su
Москва:1) ЮГ- МКАД 25км,внешняя сторона, ТК КОНСТРУКТОР, пав А1.14-Б1.13, Каширка М4
2) СЕВЕР- МКАД, Химки, 79км,внешняя сторона, ТК ЛЕВЫЙ БЕРЕГ, пав. ТМ-75/76
3)Москва:Московская область,Одинцовский район,рабочий посёлок Новоивановское, ул. Западная,дом 100,ТЦ Можайский Двор. т.+7(978) 739-12-93
+7 (985) 644-17-96
info@arhitek.su
Краснодар: ул.Пригородная, 299
+7 (988) 350-25-37
info@arhitek.su
Астрахань: ул.Рыбинская,16 В/1
+7 (978) 513-26-15
info@arhitek.su
Ростов-на-Дону: п. Верхнетемерницкий, ул. Солнечная, 61
+7 (985) 644-17-96
info@arhitek.su
Ставрополь: ул. 3- Промышленная,3 ТЦ « Мой дом», 2 этаж, офис 86
+7 (978) 513-26-15
info@arhitek.su
Махачкала: пр. Амет-Хана Султана, 144 , салон "Эволюция"
+7 (985) 644-17-96
info@arhitek.su
ООО Архитек © 2005-2024