Екатерининский классицизм

Благодаря Екатерине II в России во второй половине 18 века в моду вошел классицизм.

Во второй половине 18 века декоративное и роскошное барокко в России уступило место классицизму. Этот стиль получил признание сначала в Петербурге и Москве, а затем распространилось по всей стране.

Развитие этого стиля в архитектуре России было обусловлено во многом экономикой страны. Это был период расцвета помещичьих хозяйств, роста промышленного производства, расширения внутреннего рынка, активизации внешней торговли. Возникла необходимость в строительстве большого количества общественных и государственных строений: гостиные дворы, рынки, ярмарки, склады, биржи, банки. Появились административные здания: дома губернаторов, учебные заведения (школы, академии, институты), библиотеки, театры.

Бурное строительство в городах и усадьбах требовало смены архитектурных приемов и сложных форм барокко, трудоемких, требующих материальных затрат и большого количества мастеров-профессионалов. На волне проводящихся реформ в стране классицизм, во многом соответствующий возрастающим потребностям разворачивающегося в стране строительства, и получил быстрое развитие.

Екатерининский классицизм предшествовал александровскому классицизму, оба этих направление сформировали внешний облик многих российских городов, но особенно повлияли на Петербург и Москву. Популярная в Европе, выразительная и целесообразная архитектура, заимствующая простые формы, стала основой формирующегося в России классицизма.

Екатерининский классицизм, проявившийся в разных областях искусства, делится на «ранний» и «строгий». Оба этих периода приходятся на время правления Екатерины Великой (1762-1796 гг.). Екатерина, будучи императрицей честолюбивой и просвещенной, и состоявшей в переписке с известными европейскими деятелями (Вольтером, бароном Гриммом и многими другими), переняла моду на античность и классицизм, которые были модными в Европе.

Один из французских послов писал, что до царствования Екатерины российские города были больше похожи на азиатские, чем не европейские. И именно в ее царствование Россия стала одной из европейских держав, и российское искусство, в том числе зодчество, преодолело отставание от Европы.

Ранний екатерининский классицизм

Ранний екатерининский классицизм относится к периоду 1762-1780 гг. В 1760-70-ее гг. известность получили архитекторы Ж.Валлен-Деламот, А. Кокоринов, Ю.Фельтен, К. Бланк, А. Ринальди.

Одни из лучших и выдающихся строений эпохи раннего классицизма - это Гостиный двор, Малый Эрмитаж, арка Новой Голландии (Ж.Валлен-Деламот), Академия художеств (А.Коридоров и Ж. Валлен-Деламот), Мраморный дворец (А.Ринальди) и др.

Одним из первых зданий, построенных в стиле раннего классицизма, стал дворец графа К. Разумовского (ныне Административный корпус РГПУ, наб. Мойки, 48), построенный в 1762-1766 гг. А. Кокориновым и Ж. Валлен-Деламотом. В архитектуре дворца использованы элементы ионического и коринфского ордеров, аркады, барельефы, хотя в отделке фасада ещё заметно влияние барокко.

 

 

 

Дворец графа Разумовского. Ныне Административный корпус РГПУ, наб. Мойки, 48), построенный в 1762-1766 гг. А. Кокориновым и Ж. Валлен-Деламотом.

Императорская академия художеств на Васильевском острове (1764-1788 гг.), ныне Институт им. Репина, Университетская наб., 17; корпус «для игры в мяч» Кадетского корпуса (1771-1773 гг.), ныне кафедра физической культуры и спорта СПбГУ, Университетская наб., 9; Малый Эрмитаж (1764-1775 гг.), Дворцовая наб., 34; дворец графа А. Шувалова (1770-е гг.) ныне Юсуповский дворец, наб. Мойки, 94 – все эти сооружения выполнены А. Кокориновым и Ж. Валлен-Деламотом в стиле раннего екатериниского классицизма.

Много проектов принадлежит Ю. Фельтену, например, корпус «училища для мещанских девиц» Александровского женского института (1765-1775 гг.) ныне принадлежит Правительству Ленинградской области, ул. Смольного, 3;. Архитектура здания выглядит строго и просто, фасад, выходящий к Неве украшен портиками ионического ордера.

По проекту Фельтена построен «безордерный» Большой Эрмитаж (1771-1787 гг.), Дворцовая наб., 34. В некоторых его работах ещё чувствуется влияние барокко, например, Армянская церковь (1771-1776 гг.) Невский пр., 40-42; лютеранские церкви святой Екатерины (1768-1771 гг.), святой Анны (1775-1779 гг.), ул. Кирочная, 8.

 

 

 

Лютеранская церковь святой Екатерины Александрийской на Васильевском острове. С-Петербург.

С 1762 года ответственным за строительство церкви был назначен зодчий Ж.-Б. Валлен-Деламот. Костел достраивался архитектор А. Ринальди, а на последнем этапе строительства его сменил зодчий Минчиачи.

Храм был достроен в 1782 г. А. Ринальди много работал над строительством сооружений в Гатчине, Царском Селе, Ораниенбауме. В Санкт-Петербурге по его проекту создан Мраморный дворец (1768-1785 гг.) ул. Миллионная, 5; филиал Русского музея, складской комплекс Тучков буян (1763-1772 гг.), ныне Военно-Космический кадетский корпус, Большой пр. Петроградской стороны, 1а.

 

 

 

Мраморный дворец. Петербург. 1768-1785 гг., арх. А.Ринальди.

Эпоха строгого екатерининского классицизма

Справка Палладио Андреа (Palladio Andrea) (1508-1580). Итальянский архитектор позднего Возрождения. Основоположник классицизма. Андреа Палладио оказал большое влияние на развитие классицистического направления в архитектуре 17-18 веков, получившего название палладианства.

1760 – 1800 гг. стали эпохой строгого екатерининского классицизма. Для этого направления характерно копирование классических архитектурных ордеров, которые пропагандировал Витрувий, а затем Палладио.

 

 

 

Вилла Ротонда. Арх. А.Палладио. 1508-1580гг. Под Виченцой. Построена для Паоло Альмерико - вышедшего в отставку чиновника из Ватикана.

Строгий екатерининский классицизм основывался на симметрии, ровных линиях, простоте форм. В украшении фасадов зданий широко использовались колонны, портики, аркады, фронтоны, античные скульптуры.

Марк Витрувий Поллион ( Marcus Vitruvius Pollio) — римский архитектор, инженер, второй половины I века до н. э. (эпоха Цезаря и Августа).

Витрувий известен как автор “Десяти книг об архитектуре». Русские издания его книги: «Архитектура в десяти книгах», перевод В. Баженова и Ф. Каржавина, С-Петербург, 1790–1797гг.; «Десять книг об архитектуре», перевод Ф.А.Петровского, т. 1, М., 1936.

Эти теоретические работы – единственный сохранившийся античный архитектурный трактат, в котором автор рассматривает различные аспекты зодчества: градостроительные, инженерно-технические и художественные, а также описываются приемы, характерные для архитектуры эллинистической Греции и Рима.

Этот период характеризовался полным отказом от барокко. Архитектура стала более демократичной, позволила нарождавшейся буржуазии сблизиться с дворянством: теперь усадьбы и городские дома, напоминающие своими фасадами дворцовые здания, могли построить и представители среднего класса.Архитектура фасадов, украшенных портиками и фронтонами стала олицетворением социального статуса.

 

Наиболее известные архитекторы, создавшие свои творения в эпоху строгого екатерининского классицизма И. Старов, Д. Кваренги, В. Баженов. Среди мастеров строго екатерининского классицизма такие зодчие как Н. Львов, Е. Соколов, М. Казаков, Ф. Демерцов.

Сооружения Кварнеги доминируют в композиции центральных районах Петербурга. По проектам этого зодчего с 1782 по 1814 гг. были построены: здание Академии наук – один из основных архитектурных акцентов Стрелки Васильевского острова и правобережья Невы; корпуса Кабинета, Екатерининский институт.

На левом берегу Невы он построил Ассигнационный банк, дом Салтыкова, Эрмитажный театр, Конногвардейский манеж, здания Иностранной коллегии, Английской церкви, дворец Юсуповых на Фонтанке, Главную аптеку, Мариинскую больницу, Смольный институт и Нарвские триумфальные ворота.

 

 

 

Южный корпус Кабинета Его Императорского Величества. 1803-1805 гг. Д. Кварнеги.

В стиле строгого екатерининского классицизма в работах Баженова относится Дом Пашкова (1784 -1786 гг.), старое здание Библиотеки им. Ленина, загородная царская дворцово-парковая резиденция в подмосковном Царицыно.

В. Баженовым и В.Бренном выстроен Михайловский (Инженерный) замок (1797-1809 гг.) (замок был построен без участия Баженова управляющим строительством В.Ф. Бренном, внесшим существенные изменения в проект фасада, созданный Баженовым). Это строение имеет черты не только классицизма, но и романтизма – стиля, который наряду с классицизмом тоже интересовал Баженова.

 

 

 

Михайловский (инженерный) замок. В. Баженов и В.Бренн.

При Екатерине в обществе возросли национальные настроения, которые нашли отражение и в архитектуре. Зодчий М. Казаков создал Петровский дворец в стиле екатерининского классицизма, и этот дворцовый ансамбль стал образцом синтеза европейского классицизма и русского национального искусства.

 

 

 

Петровский дворец. 1776—1780 гг. М. Казаков.

К работам Казакова относится ротонда Сената в Москве, православный храм – церковь Филиппа Митрополита (1777-1788гг.), Голицынская больница (ныне больница Пирогова), здание Московского Университета (1786-1793гг) пострадало от пожаров в 1812 г. и было восстановлено с изменениями в фасаде.

И. Старов по образцу палладианских вилл создал Таврический дворец (1783-1789гг.) Фасад здания лишен мелкого рельефа и лепнины, характерной для архитектуры барокко. Гладкие белые колонны выступающих дорических портиков несут антаблементы. Кирпичные стены фасада оштукатурены.

 

 

 

Таврический дворец. И. Старов

автор текста: Марина Калабухова