Стиль ампир в фотографиях

Стиль ампир, фотографии которого можно увидеть в архитектурных и художественных альбомах, впечатляет своей мощью и величием. Имперский стиль ампир сложился во Франции времен Наполеона.

Этот стиль должен был отражать имперскую власть и соответствовал новым политическими и идеологическим задачам: искусство было призвано возвеличивать политику мирового господства и порабощения соседних стран. За основу стиля были взяты примеры зодчества Древнего Рима, его величественные, массивные формы, что полностью соответствовало имперским запросам Наполеона.

Большинство строений в стиле ампир представляли собой триумфальные сооружения, реконструкции подвергались старые здания, в основном те, которые служили резиденциями Наполеона, в этом стиле отделывались дворцовые интерьеры. Однако, в этом стиле во Франции не было построено большое количество сооружений. Небольшой размах строительства объяснялся тем, что на завоевательные войны уходила основная масса казны, и сам стиль существовал только в годы правления Наполеона.

Из наиболее ярких примеров стиля ампир, фото которых можно найти в виртуальных альбомах почитателей этого стиля: триумфальная арка Звезды на проспекте Елисейских полей (архитектор Ж. Шальгрен), мемориальная Вандомская колонна на Вандомской площади, подражавшая колонне Траяна в Риме, созданная по проекту архитекторов Ж. Лепера и Ж. Гондуэна.

Типичным зданием в стиле наполеоновского ампира стала церковь Ла Мадлен в конце Королевской улицы, идущей от площади Согласия. Она была построена по проекту Б. Виньона в подражание римскому храму по заказу Наполеона. Придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен, творившие совместно, создали ряд сооружений.

Также они работали над декором помещений в имперском стиле. Персье и Фонтен перестраивали замок Мальмезон — резиденцию Наполеона. К их работам относится реставрация Лувра, и отделка дворцовых интерьеров.

Наполеон считал, что искусство вообще, а зодчество в частности должно служить его императорским амбициям, чтобы влиять на гражданскую позицию людей. Для удовлетворения его имперского самосознания создавались сооружения, которые демонстрировали величественность государства в сочетании с военной силой.

Лучшим примером имперской мощи Наполеон считал Римскую империю, поэтому за основу стиля он принял римскую архитектуру и римский декор, отражающий военную силу и превосходство. После египетского похода в декор были включены и древнеегипетские элементы. Наличие таких элементов не противоречило стилевому направлению, в основе которого было искусство Древнего Рима, так как в римском зодчестве тоже использовались египетские мотивы, например, фонтан в стиле ампир, фото которого можно увидеть ниже.

 

 

 

Ампир на фото: Фонтан Феллаха в Париже (Fontaine du Fella). 1806 г. В верхней части фонтана - орел, символ силы империи Наполеона. Архитектор Ж. Брэйль (1750-1832 гг. – архитектор и инженер). Скульптура создана на основе римской статуи Антиноя в одеяниях египетского бога Осириса.

Стиль ампир продержался недолго: с 1804 по 1815 год – период между коронацией Наполеона и реставрации правления Бурбонов. Можно было бы сказать, что это стиль одного императора, который стремился подчинить искусство своей личности и роли в мировой истории французской империи.

В завоеванных странах этот стиль пытались насаждать силой, однако он так и не прижился, страны антинаполеоновской коалиции стиль не приняли. Школ стиля за такой короткий период создано не было. И он так и остался бы принадлежностью одной страны и одного императорского правления, если бы не Россия, отобравшая у Франции победные реляции, и перенявшая ампир, который отождествлялся с великой империей прошлого – Древним Римом.

Россия в этот период стремилась укрепить свои позиции как страны-победительницы. И стиль ампир как нельзя лучше отражал это стремление. В отличие от оригинального французского ампира в России этот стиль выразился в более живописных формах, хотя и сохранил героику декора: скульптурные композиции, орнаменты и рельефы, характерные для имперских сооружений Древнего Рима.

Сооружения в стиле ампир, фото которых демонстрируют композиции, созданные по мотивам римской мифологии и героическим легендам, являют собой яркие примеры эгоцентризма Наполеона, его стремления воспеть свои военные успехи. Стиль ампир в России ярко выразился в архитектуре Петербурга и Москвы, подчеркнув величие могущество и амбиции Российской империи. На фото внизу один из ярких примеров зодчества в стиле ампир.

 

 

 

Стиль ампир на фото Здания генерального штаба.

Ампир стал отражением бурной истории начала 19 века, в нем воплотились чаяния и надежды великих держав и их правителей. Этот стиль призван восхвалять могущество страны, ее устремления к всемирной славе.

Свое продолжение этот стиль получил в 20-м веке, воплотившись в зодчестве великих держав: США и СССР. Величие этих стран, амбиции, стремления нашли свое отражение во многих архитектурных сооружениях в стиле ампир.

автор: Марина Калабухова