Петербургские колонны

Колонны в Санкт-Петербурге стали визитной карточкой Северной столицы, многие здания которой построены в лучших традициях классики. Культурная "отделённость" России, обособленность ее искусства и архитектуры от западной культуры, окончились в петровскую эпоху, когда стали внедряться общеевропейские духовные и материальные ценности. В России появившееся на небольшой промежуток времени барокко в середине 1760-х гг. сменилось классицизмом, который стал считаться эквивалентом художественного вкуса. Величественные колонны Питера обязаны своим появлением ордерной системе классики. Дворянство России увлеклось просветительскими идеями, что тоже способствовало увлечению этим стилем. На утверждение классицизма повлиял и масштаб градостроительства, требующий быстрой застройки, большого количества общественных зданий, что не могло обеспечить пышное и трудоемкое барокко. Художественный язык классицизма, использующего ордерную систему, был универсален и подходил и для дворцов, и для небольших особняков, и для городских зданий разного назначения. Таврический дворец (архитектор И. Е. Старов, 1783 – 1789 гг.), который Державин охарактеризовал как простое, строгое и величественное здание, стал одним из первых сооружений в стиле классицизм. Таврические колонны в Питере - это “четырежды восемнадцать” двойных колоннады Большой галереи. Колонны в Санкт-Петербурге в Таврическом дворце имели ионические капители и демонстрировали один из первых примеров обращения к эллинскому наследию в России. Таврический дворец стал примером для подражания в столичном и провинциальном строительстве. Проект дворца высокого оценивал и Наполеон, стремившийся внедрить во французскую архитектуру величественность и торжественность. О нем писали французские архитекторы Персье и Фонтен в трактате “Лучшие королевские дворцы мира”.

 

 

Колонны Питера - Таврический дворец. Архитектор И. Е. Старов, 1783 – 1789 гг.

Влияние античности ощущается в дорических с каннелюрами колоннах Санкт-Петербурга здания Горного института архитектора А.Н. Воронихина (1806-1808 гг.) Великолепие древнегреческого ордера отражается в колоннах Питера, украшающих Казанский собор (1801-1811 гг.), в основе которого по указанию императора Павла, должен был лежать проект собора Святого Петра в Ватикане. В этом сооружении сохранилась композиция вытянутой по горизонтали базилики и большой купол. Колонны Санкт-Петербурга, которые выстроились в колоннаду Казанского собора (отождествляемую с колоннадой на площади перед собором Святого Петра), были пристроены позже основного сооружения, завершив храмовый ансамбль.

 

 

Колонны Питера. Казанский собор. Архитектор А.Н. Воронихин. 1806-1808 гг.

Колонны Питера украшают здание Новой биржу на Биржевой площади (1805-1810 гг.). В здании Биржи колонны фасада широко расставлены, открывая здание для зрителя. Один из символов Санкт-Петербурга и России - ростральные колонны перед зданием Биржи. Ростральные колонны Санкт-Петербурга были построены в честь морских завоеваний страны и как символ могущества. Обычай устанавливать такие колонны был заимствован у римских зодчих, которые на Форуме в Риме соорудили первую такую колонну в честь победы над Карфагеном в 260 г. до н.э.

 

 

Ростральная колонна Питера, украшенная корабельными носами, создана по римскому образцу.

Еще один знаменитый объект Питера - Адмиралтейство (1806-1823 гг.) архитектор А.Д. Захаров. Здесь портики поддерживают колонны тосканского ордера, а колонны в центральной части принадлежат к ионическому ордеру. Ионические колонны Питера украшают и фасад здания Смольного института (1806-1808 гг.)

 

 

Колоннада Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Архитектор Захаров. 1806-1823 гг.

После победы над Наполеоном основные сооружения в Петербурге строили в стиле русский ампир, который использовал колонны тосканского и дорического ордера, подчеркивающие монументальность, прочность и надежность сооружений. В этот же период был построен Главный штаб (1819-1829 гг), Сенат, Синод (1829-1833 гг.), Александрийский театр. Первой постройкой одного из зодчих ампира - К.И. Росси стали два павильона в Аничковом дворце на Невском (1818-1819 гг.) с ионическими колоннами. На площади, объединяющей Зимний дворец и здание Адмиралтейства, Огюст Рикар Монферран (Henri Louis Auguste Ricard de Montferrand. 1786-1858 гг.), в 1834 году построил одну из знаменитых колонн Питера - триумфальную колонну в честь победы в Отечественной войне.

 

 

Триумфальная Александровская колонна Монферрана на Дворцовой площади Петербурга. 1834 г.

Неповторимый облик северной столице придают колонны Исаакиевского собора, выточенные из монолитного гранита. Двойные каннелюры украсили колонны нынешнего Законодательного собрания (Мариинский дворец. 1839-1844 гг.), в архитектуре которого ощущается влияние Ренессанса.

 

 

Колоны на фасаде Мариинского дворца

Колонны Санкт-Петербурга олицетворяют утверждение государственной власти в России, силу и мощь империи, демонстрируют общность с европейской культурой.

Автор текста: Макс Костин