Русский ампир в архитектуре

Русский ампир -  художественный стиль начала 19 в.,  который особенно ярко проявился в архитектуре, дизайне интерьеров, декоративно-прикладном искусстве столицы российской империи - Петербурге. Стиль сложился под влиянием французского ампира после победы России над Наполеоном в войне 1812—1815 гг.

 

Венский конгресс 1815 г. - общеевропейская конференция, определившая границы европейских государств после наполеоновских войн.

 

Историки отмечают парадоксальность того, что ампир – имперский стиль наполеоновской эпохи, - прижился в стране, победившей  Наполеона, в отличие от других стран антинаполеоновской коалиции – Германии и Австрии. Однако моду на ампир в России можно объяснить появлением претензий Российской империи на диктат в Европе, тенденция которого наметилась после Венского конгресса 1815 г.

Кроме того, в России была сильна мода на все французское, даже во время войны. На волне триумфальной победы над наполеоновской Францией имперский стиль стал олицетворять торжество государственности, монархической власти.

Русский ампир должен был продемонстрировать  властителям Европы, что теперь Россия является наследницей Рима (Москву называли третьим Римом, а Петербург – четвертым Римом). Победа над Наполеоном доказала это право.

Пьер Верле (фр. Pierre Verlet), 1908 —1987гг. Французский искусствовед.

Такова была идеологическая основа русского ампира. Российский ампир смог воплотить основную идею Петра Великого – воспеть мощь Российской империи. Однако  русский ампир отличался большей живописностью и изяществом, что отмечал в своих исследованиях П. Верле.

Виды русского ампира

"Русский ампир" делится на две разновидности: петербургский (столичный) и провинциальный.

Стиль ампир в  России особенно ярко проявился в архитектуре Петербурга во второй четверти 19 века. Архитектуру этого периода нередко называют александровским классицизмом.

Однако александровский классицизм ориентирован на греческую античность в отличие от ампира, в основу которого легла античная классика Римской империи. Для русского ампира также как и для наполеоновского характерно использование изображений римских щитов, факелов, стрел, венков из дубовых листьев, орлов.

Московский ампир (и провинциальный) того периода практически не затронул официальные здания, отразившись в декоре монументов и памятников, а также в частных строениях.

Архитектор Карло Антонио де Росси

Карло Антонио де Росси - Carlo di Giovanni Rossi; (1775—1849гг.) Российский архитектор итальянского происхождения. По некоторым данным родился в Венеции, в Неаполе провел юные годы. С 1780-х гг. семья Росси жила в Петербурге. После окончания Отечественной войны 1812 г. работал в Петербурге. .

Жесткость и холодность французского ампира в русском варианте стиля смягчил архитектор итальянского происхождения К. Росси.

Благодаря творчеству К. Росси русский ампир отразил триумфальный, державный настрой империи.

Первый проект архитектора – парадная набережная от Зимнего дворца до Сенатской площади. Под руководством К. Росси возведены дворец императрицы Марии Федоровны на Елагином острове, ансамбль Дворцовой площади, Синода.

К. Росси спроектировал арку Главного штаба с триумфальной колесницей древнеримской богини победы – Виктории.

 

 

 

Арка Генерального Штаба. Архитектор К. Росси. (1820-1829 гг.).

Александровская колонна, созданная архитектором О. Монферраном  в 1834 г. по замыслу К. Росси напоминает Колонну Трояна в Риме. Построена ахитектором О. Монферраном по замыслу К. Росси, (1829-1834 гг.).

Материал – монолит розового гранита. Венчает колонну фигура ангела с крестом (скульптор Б. Орловский). Бронзовые барельефы на пъедестале включают изображения древнерусских кольчуг, шишаков, щитов.

 

 

 

Александровская колонна. Колонна была создана по указу императора Николая I в память о победе Александра I над Наполеоном.

 

 

Создана в 113 году н. э. в честь победы Трояна над даками. Высота  колонны - 38 м, вместе с пьедесталом. Выполнена  колонна из Каррарского мрамора. На фундаменте колонны рельефный декор, изображающий военные доспехи и побежденных варваров (2500 фигуры, 154 сюжета).

Произведения К.Росси отражают триумф России в победоносной войне и создания образа Петербурга как «четвертого Рима». Городские ансамбли, созданные архитектором, охватывают широкие пространства и формируют облик Петербурга как имперского города.

Архитектор Василий Петрович Стасов

Василий Петрович Стасов (1769—1848гг) – российский архитектор.

Другим видным архитектором стиля ампир в России был В. П. Стасов. С 1808 г. Стасов работал на строительстве Петербурга.

Стасов является автором Гвардейских соборов - храмов гвардейских полков, расквартированных в столице: Спасо-Преображенского (1827—1829 гг.) и Свято-Троицкого (1827—1835 гг.).

Троицкий собор Измайловского полка (на границе петербургской Коломны) с большими куполами, колоннами и крупным рельефным фризом (работа скульпторов С. И. Гальберга, И. И. Леппе). Кроме того Стасов  - создатель двух Триумфальных ворот в Петербурге.

Нарвские Триумфальные ворота (1827—1834гг.) – заменили деревянные, которые архитектор Дж. Кваренги построил  в 1814 г. — под ними проходили полки, возвращавшиеся с победой из Франции.

Триумфальные ворота строились из кирпича, а сверху обшивались медью. Медная скульптурная группа, венчающая ворота, изображает фигуру Славы с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках - символами мира и славы ( кони – скульптор П.К. Клодт, колесница - В.И. Демут-Малиновский, фигура Славы - С.С. Пименов). На пьедесталах в нишах между колоннами - фигуры воинов в древнерусских доспехах (скульпторы С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский). Над фигурами высечен и позолочен список полков русской армии,  которые принимали участие в войне 1812 года. На карнизе - фигуры духов славы и мира, между ними - перечень битв, в которых они участвовали. Также ворота украшены именем царя-освободителя Александра I.

 

 

 

Нарвские триумфальные ворота  на площадь Стачек. 1827—1834 гг. Архитектор В. П. Стасов в память о победе в  Отечественной войне 1812 г. Возведение начато 26 августа 1827 года, в годовщину сражения при Бородино.

Московские триумфальные ворота (1834—1838гг.)  в Петербурге возведены в память победоносного завершения русско-турецкой войны 1829 г. и подавления в 1831 г. польского восстания. Композиция Московских триумфальных ворот не совсем характерна для ампира, так как строение напоминает не римскую триумфальную арку, а  греческие пропилеи.

Пропилеи в античной архитектуре — строение, оформляющее вход на площадь.

Триумфальные московские ворота оформлены колоннами дорического ордера из чугуна, над ними находится фриз, на нем тридцать крылатых фигур несут щиты с российскими гербами - городов, полки которых участвовали в сражениях. Вверху установлены восемь  пятиметровых композиций из древнеримских военных атрибутов (скульптор Б. И. Орловский).

 

 

 

Московские триумфальные ворота в Петербурге.1834—1838 гг. Архитектор В. Стасов.

Период развития русского ампира в архитектуре первой половины 19 века иногда называют «николаевским»  (правление Николая I (1825—1855гг.)). Есть также мнение, что николаевский ампир – это последняя завершающая стадия русского классицизма, его т.н. «казенная версия».

В этот период стиль был более всего характерен для северной столицы - Петербурга. В то же время в загородных резиденциях царя больше преобладал романтический классицизм в неоготическим направлением, а храмы возводились в русско-византийском стиле.

В архитектуре Москвы после пожара появились новые строения с ампирским декором, в котором присутствовали орлы, факелы, венки, стрелы. Но при этом композиции зданий соответствуют типу классической московской городской усадьбы.

Гораздо позже ампир возродился в Советской России как символ могущества Советского Союза. Это произошло в период правления И.Сталина в 1930-1950 гг. Для сталинского русского ампира характерны величественность, помпезность, мощь. О сталинском ампире вы можете прочитать в статье «Сталинский ампир в архитектуре».

автор: Марина Калабухова