Русское барокко в архитектуре

Появление барокко в архитектуре России приходится на первую половину 18 в., отразив укрепление монархии в стране.

Благодаря реформам, которые проводил Петр I (1689—1725 гг.) растет торговля России с другими странами, расширяются культурные связи. Развитие страны требовало новых административных зданий, гостиных дворов, предприятий. В этот период совершенствуется система нормативов в строительстве, унифицируются архитектурные приемы.

Барокко в России развивалось иначе, чем в Европе. Европейское барокко возникло в результате эволюции стиля Ренессанс, а в России барокко было привнесено и соединилось с традициями русского зодчества. Русское барокко было свободно от характерных для искусства католических стран мистицизма, обладало национальными особенностями.

Для того, чтобы увеличить количество мастеров в стране, Петр I в разные страны Европы посылал на учебу талантливых молодых людей, однако, зодчих все равно не хватало, и в страну были приглашены иностранные архитекторы и скульпторы.

В 1710 г. в Петербурге начали трудиться итальянские зодчие Н. Микетти, Г. Киавери, К.Б.Растрелли, француз Ж.Б. Леблон, германские мастера Г. Маторнови, И. Шендель, А. Шлютер, голландец Г.Ван Болес. На строительстве Петербурга работали также итальянцы М.Фонтана, Д.Трезини.

Интернациональный состав архитекторов формировал облик Петербурга, применяя методы строительства, используемые на их родине, но с учетом специфических российских условий: климата, грунта, строительных материалов и национальных традиций. Фасады сооружений облицовывались не камнем, а отделывались штукатуркой, что позволяло окрашивать поверхности.

Использовался яркий колер: синий, лазурный, желтый, красный в сочетании с белым, позолотой. Такие цветовые сочетания придавали зданиям мажорный колорит и особый национальный характер, отражающий русские традиции. Кроме того, зодчие подчинялись требованиям заказчиков, из которых самым требовательным был сам царь Петр.

В результате сооружения Петербурга того периода получили общие черты, которые объединили общим понятием «русское барокко».

Творения архитекторов в стиле русское барокко в Петербурге

Творения архитектора Растрелли (1700-1771 гг.) в стиле барокко

Ансамбль Смольного монастыря в Петербурге; сооружения в Курляндии (Латвия), в Рундаве и Митаве (Елгава); Зимний дворец в Петербурге, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе (Пушкине), Большой дворец в Петергофе, Адреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве.

 

 

 

Зимний дворец - памятник архитектуры русского барокко, служил резиденцией российских императоров. (1754 – 1762 гг.) Арх. Растрелли. В плане дворец представляет собой каре с внутренним двором. Парадное звучание здания подчеркивает пышная отделка фасадов.

Воскресенский Смольный монастырь - памятник русского зодчества в Санкт-Петербурге. В ансамбль включен монастырь, построенный в стиле барокко (1748 – 1764 гг., архитектор В.В. Растрелли).

 

 

 

Воскресенский Новодевичий Смольный монастырь в Петербурге. 1748 – 1764 гг. арх. В.В. Растрелли.

Произведение архитектора С.Чевакинского (1713-1770 гг.)

Никольского военно-морского собора (1753-1762 гг.) (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) - православный храм на Никольской площади. Четырёхъярусная колокольня с высоким шпилем возведена в 1755 – 1758 гг. Здание Никольского морского собора увенчано золочёным пятиглавием, декорировано коринфскими колоннами, лепными наличниками, широким антаблементом.

 

 

 

Никольский военно-морской собор. (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления). 1753-1762 гг. Арх. С.Чевакинский.

Архитектор Д. Ухтомский (1719-1774 гг.)

Создавал свои творения под влиянием Растрелли. До наших дней сохранилась пятиярусная колокольня в Троицко-Сергиевской лавре в Загорске.

 

 

 

Пятиярусная колокольня в Троицко-Сергиевской лавре в Загорске. 1741—1770 гг. Арх. Д. Ухтомский.

Особенности русского барокко в архитектуре Петербурга выражены в таких сооружениях как “Монплезир”, здания Кунсткамеры и Двенадцати Коллегий и др. Монплезир.

Строительство дворца Монплезир в Петергофе велось с 1714 по 1721 год под руководством архитекторов И. Браунштейна, Ж. Леблона и Н. Микетти. Проект составлен самим Петром I.

Стены здания раскрашены в цвет кирпича с пробеленными швами. Северный фасад Монплезира украшен нишами и пилястрами. Южный фасад имеет большие оконные и дверные проемы. От центрального корпуса идут галереи с балюстрадами. Галереи завершаются павильонами с двускатной крышей.

 

 

 

Дворец Монплезир. 1714-1721 гг. Арх-ры И. Браунштейн, Ж. Леблон и Н. Микетти.

Кунсткамера

Проект здания составлен архитектором Георгом Иоганном Маттарнови (1718–1719 гг.) Затем разрабатывал проект Н. Гербель (1719–1724 гг.)

После Гербеля работал итальянский архитектор Гаэтано Киавери (1724–1727 гг.) Г. Киавери составил новый проект оформления здания: по фасаду со стороны набережной появились вычурные барочные фронтоны со скульптурными композициями на академические мотивы.

Вышку башни по проекту Г. Киавери, завершил в 1734 г. архитектор М. Земцов. В 1735 г. мастером Кохом были выполнены 12 скульптур, олицетворяющие разные науки. Они были установлены в нишах северного и южного фасадов.

 

 

 

Здание Кунсткамеры. 1718-1734 гг.

В русском барокко в архитектуре ордерные системы сочетались с национальными традиционными приемами зодчества. Особенно это было заметно в архитектуре Москвы и ее окрестностях, за что это направление получило название «московского барокко».

Особенности национального влияния выразилось в нарышкинском барокко – разновидности московского барокко. Другое направление этого стиля в России - голицынское барокко.

Архитектура этих стилевых течений отличалась между собой: в нарышкинском барокко явно ощущались русские национальные мотивы и работали русские мастера, а в голицынском сказывался итальянский подход мастеров.

Нарышкинское барокко

Примером нарышкинского барокко может служить Лефортовский дворец в Немецкой слободе, расположенный на правом берегу реки Яузы в Лефортове (Меншиковский дворец, Старый слободской дворец). Архитектор Д. Аксамитов.

Фасады дворца разделены ритмически расположенными пилястрами коринфского ордена. В плане композиция дворца представляет собой замкнутое каре, принятое на Руси. Цветовое сочетание фасада: красный и белый цвета. Строительство закончено в 1698 г.

 

 

 

Лефортовский дворец. Арх. Д. Аксамитов. Строительство закончено в 1698 г.

Голицынское барокко

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы (конца 17 – начала 18 вв.) в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области стала образцом голицынского барокко.

Каменное здание поднято на высокий цоколь, окружено открытой галереей, декорированной каменным декором. Восьмигранная башня церкви увенчана золоченой короной. Фасады украшены скульптурами святых и ангелов.

 

 

 

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Была сооружена по заказу князя Б. Голицына.1690-1704 гг.

Появление разновидностей русского барокко связано с тем, что Петербург становился новой столицей России, это бы развивающийся город, в котором строили по новым правилам в соответствии с европейскими канонами, хотя и с учетом местных особенностей. Москва оставалась патриархальным городом, в котором были сильны национальные, устоявшиеся традиции в архитектуре.

автор: Марина Калабухова