Строгий и сталинский классицизм

Разные исторические эпохи представляли определенные варианты классицизма. Сравним строгий классицизм и классицизм советских времен, который нередко называют сталинским.

Строгий классицизм

Строгим классицизмом называют стиль времен правления Екатерины Великой в России (1762-1796 гг.) Этот стиль властвовал несколько лет: с 1780-х гг. до конца 18 в., но оставил после себя значительные памятники архитектуры. Строгий классицизм как стиль сложился в конце 18 в. в архитектуре Петербурга. Для периода строгого классицизма характерно цитирование классических архитектурных ордеров, которые описывали в своих трудах Витрувий и Палладио. Сооружения имели прямоугольные симметричные конструкции, колоннаду, фронтоны, портики, колоннады, украшались копиями античных скульптур, рельефными сюжетами на античные темы. Для декора использовались орнаменты античности.

 

 

Камероновы галереи в стиле строгий классицизм. Царское село. г. Пушкин. Колоннада из нескольких рядов предназначалась для прогулок. Шотландский архитектор Ч.Камерон (Charles Cameron; 1745-46 —1812гг.), работавший в России.

Укреплению стиля способствовали исторические события, развитие государственной экономики, рынка, промышленности, торговли, градообразующего строительства по новым генеральным планам, в котором использовались принципы строгого классицизма. В этот период стало очень популярным усадебное строительство, особенно широко оно было развито в Поволжье и на юге России. Здания с портиками, колоннами, фронтоном были символом престижа.

 

 

Усадьба Сиворицы (Никольское). Архитектор И. Старов. 1870-е гг.

Дворцы в стиле строгого классицизма стали мировым достоянием. В стиле строгий классицизм одним из первых начал строить архитектор Чарльз Камерон. Классические элементы украшали здания В. И. Баженова, И. Е. Старова, Д. Кваренги, Н. А. Львова. Их сооружения гармоничны, композиционно завершены, пропорциональны и лаконичны. Образцом строгого классицизма стал Таврический дворец (1783—1789 гг. архитектор И. Е. Старов) с галереей, параллельной фасаду и парными колоннами ионического ордера. В композиции Таврического дворца присутствуют боковые пристройки, которые связаны с центральным зданием переходами. Стены окрашены насыщенным цветом, на их фоне выделяются белые колонны, подчеркивая архитектонику стен из кирпича.

 

 

Таврический дворец.1783—1789 гг. Архитектор И. Е. Старов.

В стиле строгого классицизма построен Дом Пашкова (1784-1786 гг. архитектор В. Баженов (1737-1799 гг.)), старое здание Библиотеки В.И.Ленина, загородная царская дворцово-парковая резиденция в подмосковном селе Царицыно, Михайловский замок в Петербурге (1797-1800 гг. построен Винченцо Бренна. (1745—1820 гг.), без участия зодчего были внесены изменения в трактовку главного фасада). В манере строгого классицизма архитектором М. Казаковым (Матвей Фёдорович Казаков.1738 -1812 гг.) построен Петровский дворец (1776—1780-е гг.) Здание Сената в московском Кремле (1776—1787 гг.), церковь Филиппа Митрополита (1777-1788 гг.) - примеры классицизма этого периода. Архитектор Ф. Волков (Федор Иванович Волков.1755-1803 гг.) к 1790 г. создал на основе принципов классицизма проекты-образцы казарменных домов. Наиболее известными являются здание Морского Кадетского корпуса (1796-1798 гг.), ансамбль Главного Почтамта в Петербурге(1782-1789 гг.) Черты строгого классицизма проявились в работах Джакомо Кваренги (Quarenghi.1744-1817 гг.): дача А.А.Безбородко (1783-1788 гг.), здание Академии Наук (1783-1789 гг.), Эрмитажный театр (1783-1787 гг.), здание Ассигнационного банка (1783-1790 гг.), Александровский дворец (1792-1796 гг.) в Царском селе, Триумфальная арка в 1814 году – Нарвские ворота. Строгий классицизм отразился в гранитных набережных Петербурга, памятниках, обелисках, городских площадях, ансамблях.

 

 

Сенат в московском Кремле. 1776—1787 гг. Архитектор М. Казаков.

Сталинский классицизм

Советский классицизм, который иногда называют "сталинским классицизмом" занял лидирующие позиции в архитектуре советской страны с середины 1930-х до середины 1950-х гг. Этот стиль сменил конструктивизм и рационализм в зодчестве во времена правления Сталина. В послевоенное время сталинский классицизм получил свое развитие в Восточной Европе. Со строгим классицизмом это направление роднит создание городских ансамблей, использование античных ордеров, элементов античного орнамента, который преимущество состоял из орудий сельскохозяйственного и промышленного труда, фигур трудящихся, декор с геральдическими композициями. Здания сталинского классицизма величественны, торжественны. В отделке используется рустированный камень, мрамор, гранит, бронза, лепнина. В этом стиле создавались не только здания органов государственной власти, также строились дворцы культуры, спортивные комплексы, научно-исследовательские институты, медицинские центры, университеты. Архитекторы того времени работали в творческих мастерских, проектных институтах под руководством ведущих мастеров советского зодчества. Проекты сооружений в стиле сталинского классицизма нередко создавались на основе всесоюзных конкурсов. Сталинский классицизм в советской архитектуре поддерживался сооружениями в стиле "сталинский ампир" (ссылка на статью). Здания в этом стиле должны были внушать уважение к государственному строю, выражать уверенность, оптимизм, веру в победу советского строя и образа жизни. К этому стилю относятся ансамбль Тверской улицы, проспекты Кутузовский, Ленинский, Ленинградский, проспект Мира, застройки улиц Щербаковской, Красносельской, площадей Москвы - Лубянской, Суворовской, Садового кольца; здания, построенные вдоль канала им. Москвы, ВСХВ, станции Московского метро того периода.

 

 

Дом на Кутузовском проспекте в стиле сталинский классицизм. Фото: Романчук Д. А.

В Ленинграде (Петербурге) примерами стиля стали Дом Советов, строения проспекта Стачек, Московского проспекта, площади Калинина, станции метрополитена (Кировско-Выборгская линия).

 

 

Дом Советов в Петербурге. 1936-1941. архитекторы Н. Троцкий, Я. Лукин, Я. Свирский, Л. Тверской, М. Шепилевский, инж. Голушкевич С. С.

В г. Сталинграде (ныне г. Волгоград) в стиле советского классицизма создали набережную, театр Драмы, проспект Ленина, аллею Героев, педагогический институт.

 

 

Театр драмы в г. Волгограде. Послевоенная реконструкция здания была закончена к 1952 г.

В бывшем городе Горьком (ныне г. Нижний Новгород) сталинский классицизм получил отражение в проекте Дворца Культуры горьковского автозавода. В этом стиле были построены дома вдоль Октябрьской улицы, площади Лядова, проспекта Гагарина, университет им. Лобачевского.

 

 

Дворец культуры горьковского автозавода.

В г. Свердловске ( ныне г. Екатеринбург) - стиль отразился в зданиях Уральского университета, Дворце металлургов, здании городского совета.

 

 

Уральский университет в г. Екатеринбурге. 1930-е гг.

Большинство городов советской страны имели сооружения, созданные в стиле сталинского классицизма. Строгий классицизм и советский классицизм имели много общих внешних черт при разных идейных основах. Классицизм при Екатерине Второй основывался и поддерживался идеологией нарождающейся буржуазии, которая могла благодаря этому стилю приблизиться к дворянству: демократичный классический стиль сблизил разные слои общества. Советский классицизм основывался на идеологии социалистического реализма, провозглашенного в начале 30-х годов в качестве основного вида искусства в СССР и был призван продемонстрировать силу и основательность государственного строя. В настоящее время элементы советский классицизм используется при возведении общественных и частных строений.

 

 

Фрагмент бокового фасада дворца бракосочетания в Тюмени выполнен по мотивам советского классицизма.

Автор текста: М. Костин